Полезные ссылки

Традиционное районное родительское собрание состоялось в Волоколамске. Темой его в этом году стало духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

gallery1    

Традиционное районное родительское собрание состоялось 16 марта в Волоколамске. Темой его в этом году стало духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения.

Данное мероприятие стало одним из ряда запланированных встреч, подготавливаемых Волоколамским благочинием совместно с Управлением системой образования

В зале присутствовали глава Волоколамского муниципального района В. Н. Карабанов, благочинный Волоколамского церковного округа Московской епархии протоиерей Константин Попов, начальник Управления системой образования О. П. Буракова, заместители главы района А. И. Сулимов и Е. В. Крестинина,   многочисленные родители из городского и всех сельских поселений района, педагоги районных школ.

Перед началом выступлений каждая пришедшая семья получила памятные иконки и другую полиграфическую продукцию от Богородицерождественского храма на Возмище, а также смогли увидеть документальный фильм, созданный воспитанниками кинематографического кружка при Волоколамском Доме детского творчества  (художественный руководитель Р. В. Волков), посвященный истории одного из храмов благочиния.

Приветствуя собрание, благочинный протоиерей Константин Попов поздравил всех с чтимым православным праздником – именно 16 марта отмечается память знаменитой чудотворной Волоколамской иконы Божией Матери.

С докладом выступили ответственный в благочинии за взаимодействие с образовательными учреждениями Павел Балдин и некоторые педагоги.

Выступление благочинного Волоколамского церковного округа

протоиерея Константина Попова

на районном родительском собрании 16 марта 2011 года

«Духовно-нравственное воспитание ребенка в школе и в семье».

В начале в качестве эпиграфа позвольте процитировать для вашего внимания слова Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенные им в Храме Христа Спасителя 31 августа 2010 года перед молебном на начало нового учебного года: «…Человек может быть образованным и при этом неудачником в жизни. Человек может быть образованным и вместе с тем преступником – и таких сегодня очень много. Человек может быть образованным и не иметь ни друзей, ни тех, кого он любит, ни тех, кто его любит. А это означает, что образование не является синонимом счастья. Чтобы быть счастливым, нужно образовывать не только свой ум, но и свою душу, свое сердце. Для того, чтобы быть счастливым, нужно уметь делать счастливым других. А сделать счастливым другого может только добрый человек – тот, кто способен другому отдавать часть того, что имеет сам – время, внимание, заботу, кто способен делиться с другим материальными благами. Православная вера учит нас быть добрыми людьми. И не просто учит – она дает нам рекомендации, рецепты, следуя которым, мы действительно можем стать добрыми, а значит, счастливыми людьми, созидающими вокруг себя поле любви, доброжелательности и счастья».  Эти слова Святейшего Патриарха станут лейтмотивом всего моего выступления, поскольку они наводят на мысли о роли, в становлении личности ребенка как гражданина и члена общества, и его родителей и его учителей.

Один священник, когда его служение в Церкви людям назвали профессией, ответил, что священник это не профессия, а образ жизни. Такие же слова я с уверенностью обращаю и к учителю – это должно быть образом жизни, только в этом случае можно рассчитывать на успех. Ученики и их родители, невзирая на занятость и не рабочее время учителя, должны иметь доступ к общению с преподавателем и пользоваться вниманием с его стороны. Здесь можно будет говорить уже и об индивидуальном подходе, и надеяться на успех в развитии интеллекта ребенка и формировании его личности. Но это требует от учителя жертвенного служения. У приснопоминаемого ныне Митрополита Питирима были слова о том, что в нашем Отечестве все работают и лишь священники и военные служат. Я думаю, что искренний и жертвенный труд учителя можно также назвать служением, и при таком служении, в нашем Отечестве будет многим больше возрастать среди молодежи, людей с большой буквы.

Не готов я согласиться с тем, что стоит даже и в наше современное время, ставить первым в иерархии ценностей профессионализм, в котором большую часть занимает образованность человека, ставить выше, чем семейные ценности. О важности умения любить и быть верным другом, мы уже слышали сегодня в словах Патриарха. Умение отделять в любой информации хорошее от плохого должно стать главной способностью ребенка. Поэтому стоит понять особую важность в становлении личности ребенка и влияние семейной обстановки. Она является тем, без чего школьное образование может превратиться в конвейер по производству неких индивидуумов-винтиков, а не развитых личностей. Если учителю и родителю удастся вопреки имеющейся системе, помимо знаний дать ребенку и воспитание, то у нас с вами будет тихая добрая старость, а в нашем Отечестве свобода развития общества, личности и укрепления государственности.

Разрешите мне  высказать и ту озабоченность, которую сегодня озвучивают многие, в большей степени родители, но и в некоторой степени и учителя. Речь идет о том, что в школьном образовании много информативности. Есть ощущение  попытки просто напичкать ребенка информацией, в ущерб необходимости научит его самого добывать и перерабатывать информацию, работая с первоисточниками. Здесь сказывается и не очень положительная роль возможностей интернета. В итоге зачастую приходится наблюдать  не желание детей логически мыслить, развивать речь и мышление. Приходиться констатировать и ощущение равнодушия в этом вопросе и учителей и родителей. К счастью стоит отметить положительные факты в нынешней системе образования, это почти отсутствие политизации в средней школе, а также свободу учителя в своем выборе, главное чтобы это выбор был искренним и правильным.

Позвольте вновь возвратиться к воспитанию в процессе обучения и взаимодействия семьи и школы. Успех ученика, это успех учителя, но ограничивать это лишь фактами успеваемости и уровня знаний, считаю не совсем верным. Об этом мы тоже услышали в обращении Святейшего Патриарха. Просто необходимо дополняя друг друга обучать и воспитывать будущих мальчика – отца, девочку – мать, так считает учитель с почти 40-летним стажем Солдатова Татьяна Георгиевна, завуч по воспитательной работе в одной из православных гимназий. Стоит здесь обратить внимание на то, что ранее в школах нашего Отечества стремясь учесть индивидуальность ребенка, было принято раздельное обучение мальчиков и девочек.  И это обуславливалось не столько фактором пола, сколько психологическим возрастным фактором. Известно, что девочки развиваются в раннем возрасте быстрее мальчиков. Известный священник Илия Шугаев обращает наше внимание на то, что раньше в Церкви девушкам разрешалось венчаться на два года раньше, чем юношам. Одновозрастные мальчики и девочки, находясь в одном классе, различаются по своим психологическим и физиологическим способностям в развитии.  Девочки, опережая мальчиков и делая лучшие успехи в учебе на фоне своих сверстников, невольно толкают мальчиков к подвигам, только это, как правило, отражается в направленности   их  физической активности.

Думаю не лишним упомянуть сегодня и о так называемой «ювенальной юстиции», которая также как и многое в нашей нынешней системе образования была принята по  западному образцу. Зачастую приходиться слышать о фактах ювенального анкетирования в школах и рассказах детей о том, как их родители неправы и жестоки. Высказываются мысли о насилии в семье, но многим меньше трубят о насилии над детьми на улицах, нередко и в школах, как подвергаются наши дети психологическому насилию развратом с экранов телевидения и СМИ, а также в приемных семьях, куда зачастую попадают дети после отбора за проступки у их настоящих родителей. Ничего мы не говорим о насилии детей в лоне «матери», об абортах, а также не удивляемся и насилию детей над престарелыми родителями. У нас еще нет полноценной правовой базы по данному вопросу, но к удивлению узнаем факты, что сегодня уже правоприменительная практика часто позволяет отъем детей у родителей, по сути, на усмотрение чиновника. При таком подходе, Константин Александрович Шестаков, председатель филиала Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей» одного из Федеральных субъектов РФ, высказывает предположение, что завтра наши дети видя происходящее, не захотят строить семьи и рожать своих детей, и нам попросту некого будет учить. По Конституции власть в России принадлежит народу, а не чиновникам. Надо всем нам быть более участливыми в своей судьбе и судьбе наших детей. Надо не только с пользой проводить родительские собрания, но и деятельно участвовать в создании и работе родительских комитетов и организаций. Надо жить ответственностью за получаемые нашими детьми образование и воспитание, которые во многом определят судьбу наших детей и нашего Отечества.

Есть такое выражение - люби и делай что хочешь. Если искренняя и жертвенная любовь будет у каждого из нас в  осуществлении дел по обучению и воспитанию ребенка, то, не смотря на систему, мы сможем дать детям самое главное в жизни – традиционный и вечный ценностный ориентир.

Позвольте вместо эпилога в завершение выступления озвучить Вам слова покойного ныне Святейшего Патриарха Алексия II – выше Закона может быть только Любовь, выше Права – лишь Милость и выше Справедливости – лишь Прощение.