Уважаемая Лидия Николаевна, уважаемая Марианна Юрьевна, уважаемый Вячеслав Николаевич, дорогие участники встречи, братья-сопастыри, братья и сестры!


 

Для меня большая радость посетить сегодня Волоколамск, древнейший город нашего родного Подмосковья, имеющий столь славную, я бы сказал героическую историю. Дорога для меня и возможность побеседовать с представителями волоколамского духовенства и учительства, подвижниками, отдающими свои силы воспитанию детей.

Прошлое вообще дает нам много поучительных поводов для размышлений над тем, как развивалось человечество, насколько правильные или ошибочные шаги или решения предпринимали люди на том или ином этапе своей деятельности. И о какой бы эпохе мы ни говорили, всегда оказываемся вынуждеными признать, что одним из важнейших факторов, определявших ход событий, всегда были настроения людей, их внутренние переживания, сердечные побуждения, голос души. Эта мысль подводит нас к определению темы сегодняшнего нашего собеседования — влиянию педагога на взрослеющего ученика.

Дети и юношество — это основа будущего любого общества. Внутренний мир ребенка формируется, прежде всего, в семье, а затем в школе. В России, где христианская традиция является исторической основой бытия народа, в воспитательном процессе, насколько это позволяют секулярные обстоятельства, сегодня имеет возможность участвовать и Церковь. По объективным обстоятельствам роль школы здесь оказывается центральной. Скажу почему. Современная семья, как это ни прискорбно констатировать, находится в состоянии глубокого кризиса. Это не может не сказываться отрицательным образом на внутреннем мире детей, на их воспитании. Подчас духовные и нравственные ценности оказываются в детском сознании искаженными или обесцененными, а то и вовсе отрицаются. Церковь же, в течение последней четверти века возрождающая разнообразные направления своего общественного служения, в лице своих пастырей, монашествующих и мирян, всеми силами стремится помочь людям возвратиться к тем духовным и культурным основаниям бытия, от которых в минувшем столетии российский народ был искусственно отторгнут. Сделано в этом направлении немало, однако наши человеческие возможности ограничены. Таким образом, центральной фигурой в воспитательном процессе сегодня является учитель, стоящий перед необходимостью решения комплекса задач, связанных с формированием личности современного молодого человека. Особая роль, как мне представляется, принадлежит здесь именно классному руководителю, который имеет возможность не только на занятиях, но и в личной беседе, в ходе различных внеклассных мероприятий общаться со своими подопечными.

Духовное наследие православия, являясь неотъемлемой частью нашей культуры, дает основу для подхода к воспитательной деятельности. Прежде всего, необходимо привить детям способность различать добро и зло, пробудить в них голос совести. Святой апостол Иоанн Богослов писал, обращаясь к одному из своих адресатов: «Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога» (3 Ин. 1:11). В Новом Завете неоднократно встречается упоминание о «доброй», «непорочной», «чистой» совести, как свойстве человека, ведущего праведную жизнь. Именно при посредстве этого внутреннего камертона совершается верный выбор при столкновении с различными жизненными альтернативами.

Святой апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6:12). Слова, сказанные два тысячелетия тому назад, являются ключевыми и для понимания того, как современному человеку относиться к тенденциям, подчас возобладающими в окружающем мире. Одна из них основывается на утверждении, что человек абсолютно свободен (в том числе и от этических ограничений), а потому не должен себя ни в чем ограничивать, безудержно стремясь лично испытать как можно больше впечатлений, приобрести многообразный опыт. Христианское же понимание свободы состоит в том, чтобы, во-первых, по собственной воле устраняться от греха, а, во-вторых, заботиться о ближнем. Замечательно сказано у апостола: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Обратите внимание, как в этих словах отражены проблемы современной молодежи, которую иногда небезосновательно упрекают, с одной стороны, в распущенности и приземленности, а, с другой стороны, в эгоизме и асоциальности.

Перед учителем стоит поистине подвижническая задача вселить в детское сердце веру в то, что в мире существуют и достойны того, чтобы к ним стремиться, — любовь, счастье, целомудрие, самоотверженность и жертвенность. В идеале такие убеждения закладываются еще в семье, но сегодня она не всегда в состоянии справиться с этой задачей. И бремя ответственности ложится на педагога. Это нелегкий труд — возделывать очерствевшую ниву, рассеять разочарование, развеять мифы и заблуждения, распространяемые массовой пропагандой. Чем раньше удастся посеять добрые семена, тем глубже они укоренятся в детской душе и тем долговременнее будут плоды. В данном случае даже не говорю о духовном развитии ребенка, а только лишь о его нравственном здоровье. Но и это немаловажно как для грядущей личной жизни молодого человека, так и для будущего России.

Достижением многолетнего сотрудничества Московской епархии с Министерством образования Московской области является то, что в образовательных учреждениях различного уровня стали преподаваться знания о православии, а также предмет «Духовное краеведение Подмосковья». Это позволяет диалогу между учителем и учеником по многим этическим вопросам обрести верное направление. Ведь те проблемы, с которыми доводится сталкиваться сегодня, напрямую касаются исполнения заповедей Божиих. Уважение к родителям и людям старшего возраста вообще, недопустимость убийства, в том числе и детоубийства, а также прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства — все это необходимые составные части общественной нравственности, без соблюдения которых совместная жизнь людей превращается в ад.

Конечно, труд учителя-наставника может быть только подвижническим, жертвенным. Ведь ни в каком журнале и ни в какой ведомости не учесть подаренные ребенку внимание, заботу и любовь. Более того, актуальные для сегодняшнего дня цели воспитания многими сторонними людьми могут восприниматься как архаические, глубоко не современные и потому ненужные. А какие это задачи? О них подробно и весьма мудро в свое время рассуждал выдающийся церковный педагог, священномученик Владимир (Богоявленский, +1918), митрополит Киевский. В специальной работе, посвященной православной педагогике, он особое внимание обращал на формирование у ребенка послушания, правдивости, самоограничения и стыдливости. С чем же святитель настоятельно убеждал бороться? С гордостью, тщеславием и сребролюбием. Для того чтобы следовать мудрым наставлениям угодника Божия в наши дни, требуется не только мужество, но и мудрость. Ведь в обыденном сознании положительные человеческие качества сегодня подчас оказываются осмеянными, а грехи — возведенными в ранг смысла человеческой жизни. Предстоит приложить немало сил, чтобы убедить или, что еще сложнее, переубедить молодого человека, поддержать его в поисках правильного жизненного выбора.

Сколь бы ни были ожесточенными современные дискуссии о том, какими быть отношениям между семьей, школой и Церковью, скажу, что они должны развиваться по пути тесного сотрудничества. Мы делаем общее дело, за которое отвечаем и перед подрастающим поколением, и перед Родиной, и перед Богом.

Хочу сказать слова особой благодарности вам, дорогие учителя, как светские, так и церковные. Вы трудитесь в отдаленном регионе Московской области и, несмотря на сложности и тяготы жизни, исполняете свой долг жертвенно и благородно. Заверяю школьных работников, что Московская епархия в лице своих священнослужителей, в том числе и присутствующих здесь, всегда готова оказывать вам помощь и поддержку.

Призываю на Ваши труды Божие благословение!