15 сентября в культурно-просветительском центре при Спасском храме села Усово Одинцовского района Московской области состоялось собрание благочинных Московской епархии с участием членов Епархиального совета, председателей Епархиальных отделов и комиссий и ректора Коломенской духовной семинарии, на котором митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, приветствуя участников, сказал:
«Братья архипастыри и отцы благочинные! Сегодня мы собрались на рабочую встречу, в которой, проанализировав существующие подходы, применяемые в повседневной церковной деятельности, нам предстоит определить дальнейшие задачи по развитию пастырского и социального служения в Московской епархии.
Вам хорошо знакомы все направления церковного служения в Московской епархии, о которых пойдет речь, они ни для кого не новые, но обращаю ваше внимание на необходимость углубления и усовершенствования деятельности Отделов и комиссий Московской епархии.
В начале нашей встречи хочу напомнить о важности соблюдения установленного в Церкви канонического порядка взаимоотношений между приходом, благочинным и Правящим архиереем. Все указания по поводу деятельности Отделов, благочиний, приходов и монастырей исходят от Правящего архиерея, который также координирует их исполнение.
Хочу обратить внимание на обязательность тщательной проработки направляемых благочиниями ответов на циркулярные документы и недопустимость формальных отписок. В случае, если обсуждается позиция по документам Межсоборного присутствия, критика должна быть обоснована и мотивирована. Прошу учесть, что направляемые вами отзывы впредь будут публиковаться на епархиальном сайте и в «Московских Епархиальных Ведомостях».
Напоминаю отцам благочинным о недопустимости совершения богослужений заштатными клириками, а так же клириками других епархий без соответствующего благословения Правящего архиерея. Конечно, не должно быть случаев допущения запрещенных к совершению богослужений.
Теперь я бы хотел коснуться различных сторон нашей деятельности по осуществлению пастырского окормления Московской епархии, а также возникающих проблем, требующих незамедлительного разрешения.
В целях достижения большей эффективности социальной работы приходов Московской епархии целесообразно было бы внести в существующие карты социальной деятельности благочиннических округов дополнительные графы об основных направлениях благотворительной работы внутри каждого конкретного прихода. При этом необходимо учитывать такое распределение видов церковного социального служения между приходами каждого церковного округа, чтобы в благочинии было представлено максимальное разнообразие качественной благотворительной работы, направленной на предоставление конкретной помощи нуждающимся. Каждый приход, осуществляя всестороннюю социальную деятельность, должен иметь на уровне благочиния 2-3 особо приоритетных направления, что и должно быть отражено в усовершенствованных картах социальной деятельности благочиннических округов.
Создание в 2010 году карт социальной деятельности благочиний Московской епархии позволило нам наиболее эффективно распределить нагрузку окормления государственных социальных учреждений Московской области между приходами одного церковного округа. Таким образом, на первый взгляд, в Подмосковье не осталось ни одного детского дома, социально-реабилитационного центра, психоневрологического интерната, дома престарелых и иных учреждений, которые на регулярной основе не окормлялись бы нашими священнослужителями. Но данные, имеющиеся в отчетах, порой не соответствуют действительности.
К примеру, приезжая порой в детский дом, который на бумаге каждую неделю посещает священник, можно видеть настороженные глаза детей, непонимающих, что это перед ними за человек в рясе, а порой и прямо ребята задают вопрос: «А Вы кто?». Становится ясно, что даже еженедельно священника они не видят, а составленный отчет или действующая под непосредственным контролем благочинного карта социальной работы округа являются фикцией, составленной в ответ на требование Правящего Архиерея. Окормление данных учреждений не требует от нас неких финансовых затрат, а лишь духовного попечения. Это является прямой обязанностью священнослужителя.
Хотелось бы, чтобы в каждом благочинии отцы благочинные в течение месяца лично посетили все социальные государственные учреждения и проверили достоверность информации, изложенной в предоставленных в Епархиальное управление картах социальной деятельности церковных округов. При наличии недостатков в незамедлительном порядке исправьте существующее положение.
Для учета объемов благотворительной помощи, оказываемой нуждающимся приходами и монастырями Московской епархии, целесообразно было бы благочиниям представлять в Епархиальную попечительскую комиссию ежегодный отчет о поступлении и расходовании средств благотворительных фондов церковных округов. В свою очередь, Попечительская комиссия, изучив и проанализировав полученный отчетный материал, представит сводный обзорный отчет Управляющему Московской епархией, а он включит это в годовой отчет Святейшему Патриарху.
Тюремное служение в Московской епархии после периода строительства храмов на территории исправительных учреждений (ИУ) и знакомства с этой структурой, подошло к следующему этапу качественного преобразования работы в данной области. Опираясь на первоначальный опыт взаимодействия с УИН и духовного окормления служащих и заключенных в учреждениях исправительной системы, нам предстоит дальше развивать имеющийся опыт тюремного служения.
Необходимо создавать общины при храмах. Из числа прихожан тюремного храма избирать старосту, имеющего добрую репутацию как у заключенных, так и у администрации колонии. При храме должны проходить занятия по церковному пению и чтению. В этом могут участвовать миряне, или насельники и насельницы близлежащих монастырей, имеющие способность к данному послушанию.
Помимо проповеди на богослужении и бесед, нужно создавать группы дистанционного обучения заключенных. Лучше всего делать это на базе миссионерских центров благочиний. Схема может быть следующей: с осужденными проводит краткие занятия священник или миссионер из числа прихожан, давая рекомендации по изучению курса духовных дисциплин на основе имеющейся учебной литературы, после чего, желающие обучаться, пишут тематические сочинения, которые проверяются в миссионерском центре благочиния.
Из числа новых направлений, впервые используемых в Московской епархии, можно назвать борьбу с пьянством и наркоманией среди заключенных. Более половины осужденных имеют статьи, связанные с алко- и наркозависимостью, подавляющее большинство заключенных и подследственных совершает преступления в алкогольном или наркотическом опьянении. Считаю, что беседы и проповеди священника, направленные на разъяснение и борьбу со страстями винопития и наркомании могут оказать благотворное влияние.
При колониях проводятся заседания комиссии по применению т.н. социальных лифтов, где всесторонне рассматривается поведение осужденных, оценивается их усердие на производстве, участие в общественной жизни, прослеживается характер отношений с родственниками и детьми. Комиссия принимает решение о поощрениях и возможности досрочного освобождения. Очень важно неопустительное участие священника в заседаниях комиссии, т. к. это дает возможность ознакомиться с осужденными, особенностями их семейного положения, личными проблемами и предложить духовную помощь. Сами сотрудники исправительных учреждений видят в участии священнослужителей в работе комиссии значительный воспитательный смысл.
Следует также обратить внимание на подследственных из разряда спецконтингента, находящихся на лечении в психиатрических лечебницах. Как правило, они поступают в больницы в тяжелом состоянии. Им необходимо оказывать духовную и посильную материальную помощь.
* * *
Как известно, в Новодевичьем монастыре организован Музей Московской епархии, одной из первых экспозиций которого стала выставка «Московская епархия вчера и сегодня». То, с каким трудом отцы благочинные собирали для нее материалы, свидетельствует об отсутствии серьезных фотоархивов. В каждом благочинии желательно иметь такой фотоархив: в нем должны быть представлены материалы по истории возрождения храмов, фотографии важнейших событий жизни благочиний и приходов. Конечно, в этот архив надо помещать по преимуществу фотографии высокого качества, сделанные на профессиональном уровне. Хранить их следует не только в распечатанном, но и в электронном виде.
С отсутствием таких материалов, видимо, связаны и задержки с подготовкой и изданием книг из серии «Святыни Подмосковья». Циркуляр об этом за №3728 был направлен благочинным 9 октября 2009 года. Более двух лет прошло со времени выпуска двухтомного издания «Монастыри и храмы Московской епархии», в котором были собраны сведения обо всех святынях Подмосковной земли. За это время были освящены десятки новых храмов – и отреставрированных, и построенных заново. Каждому благочинию есть, о чем рассказать. Но книг в новой серии – считанные единицы.
* * *
Целесообразно не только представлять отчет о событиях церковной жизни, но и сообщать о такого рода «информационных поводах» заранее. Сегодня мы имеем возможность приглашать на такие мероприятия корреспондентов телеканалов «Подмосковье», «Союз». Они в своих новостных программах охотно освещают события церковной жизни нашей епархии. Поэтому своя база данных о предстоящих событиях должна быть и в каждом благочинии.
Настойчиво напоминаю, что через церковные лавки не должны распространяться издания, не получившие грифа Издательского Совета Московского Патриархата. Ответственность за это лежит как на настоятелях, так и на Епархиальном отделе по издательской деятельности и работе со СМИ.
Из года в год в отчетах этого отдела приводятся данные о сотнях наименований приходских листков, газет, журналов, о новых книгах и брошюрах. У нас в Новодевичьем монастыре создается официальная епархиальная библиотека, пользоваться которой смогут все желающие. Все выходящие в Московской епархии издания должны быть там представлены. У нас была договоренность с протоиереем Николаем Погребняком, согласно которой он в своем отделе хранил епархиальные издания предшествующих лет. Прошу представить мне описание этого фонда, чтобы решить, есть ли что передать в библиотеку.
В периодических изданиях приходского, да и благочиннического уровня слабо представлена миссионерская тематика. Приходские листки, выходящие к тому же недостаточно регулярно, зачастую перепечатывают лишь общецерковные новости. Напоминаю, что каждый приход должен иметь в своей библиотеке такие издания как «Журнал Московской Патриархии» и «Московские Епархиальные Ведомости» в достаточном количестве.
Следует в приходских изданиях больше писать о жизни самих приходов, давать сведения, которые будут полезны для людей невоцерковленных, паломников, туристов. Каждый человек, приходящий в храм, должен иметь возможность ознакомиться с его историей и современным состоянием, узнать не только расписание богослужений, но и найти доступные сведения о том, что будет происходить на богослужениях, найти объяснение евангельских чтений и основных песнопений праздников.
Не на каждом приходе можно найти такое издание, как «Православное Подмосковье» – приложение к пятничному номеру газеты «Ежедневные новости. Подмосковье». А ведь в нем регулярно появляются самые последние новости из жизни епархии. Такая газета на стенде у входа в храм всегда вызывает интерес прихожан – поскольку не все из них имеют возможность смотреть новости на интернет-сайте Московской епархии. Информационные стенды должны быть в каждом храме.
Несмотря на то что во многих благочиниях есть лица, ответственные за работу со СМИ, отцы благочинные все равно обязаны внимательно вычитывать тексты, предназначенные для публикаций, обращая внимание не только на содержательную часть, но и литературно-грамматическую. Желательно к этой работе привлекать профессиональных журналистов и редакторов, способных грамотно подготовить информационную сводку о событиях.
Учитывая, что информационный поток за последние 3-5 лет вырос в разы, необходимо, главным образом, освещать не регулярные события, а имеющие особое значение для вашего благочиния или прихода (например, богослужение на престольный праздник не является поводом для размещения сообщения о нем на сайте). Необходимо, чтобы сообщения отличались краткостью.
Особое внимание необходимо уделить фотографиям, сопровождающим сводки новостей. К сожалению, их качество оставляет желать лучшего. Здесь необходимо, по возможности, прибегать к помощи профессиональных фотокорреспондентов.
* * *
На прошлом собрании благочинных было принято решение на всех приходах ввести обязательную практику трех огласительных бесед для лиц, готовящихся принять Таинство Крещения, и одну — перед принятием Таинства Брака. Понятно, что могут быть разные ситуации, которые священник обязан учитывать, но не должно быть профанации в деле катехизации.
В каждом храме в церковной лавке должны иметься брошюры для желающих приступить к Таинствам Крещения, Брака и Покаяния. Таких брошюр в последние годы издано достаточно.
Неоднократно говорилось о необходимости иметь воскресную школу на каждом приходе. Благочинным следует провести ревизию в отношении данного вопроса и проанализировать ситуацию, затем представить в Епархиальное управление рапорт, в котором указать, на каких приходах такая школа не организована по нерадению настоятеля. Предлагается определить срок в один год, чтобы урегулировать данную проблему.
Стоит вопрос о материальной поддержке деятельности воскресных школ и их учителей. Зачастую настоятели не выделяют средств в это благое дело, считая, что достаточно энтузиазма педагогов. Не вкладываются средства и в материальное обеспечение учебно-воспитательного процесса. Понятно, что разные приходы имеют не одинаковые возможности, но церковный учитель должен чувствовать внимание и заботу со стороны настоятеля и клира.
* * *
Напоминаю, что в каждом благочинии обязательно должен составляться план совместной деятельности благочиния и муниципального управления образования на предстоящий год.
Неоднократно говорилось о необходимости сотрудничать с учителями предметов «Основы православной культуры» и «Духовное краеведение Подмосковья». Предлагается сделать шаги к исправлению ситуации, где таковая проблема есть. Следует познакомиться с этими педагогами, желательно приглашать их на церковные мероприятия, паломничества, предлагать им церковную литературу. Полезно организовать сообщество таких учителей в благочинии.
В ряде церковных округов следует уделять большее внимание Дню славянской письменности и культуры. Нам следует активнее координировать это празднование со светскими властями и общественными организациями.
* * *
Несколько слов о Коломенской православной духовной семинарии.
В текущем году от Московской епархии во все семинарии на дневное отделение поступало 16 человек, из них в КПДС – 10. Наблюдается значительное (в три-четыре раза) сокращение числа абитуриентов, по сравнению с прошлыми годами. С одной стороны, это объясняется демографическим кризисом, с другой, – снижением интереса молодежи к пастырскому служению, в чем есть и наша вина: неблагочестивая жизнь, неревностное отношение к службе, к церковному послушанию, – священник подчас не дает доброго примера для молодежи.
В связи с общецерковной реформой богословского образования КПДС с этого учебного года переходит на новую систему обучения, согласно Болонскому процессу. Изменения касаются пока только очного отделения. Семинария будет готовить бакалавров в течение 4-х лет. Заочное отделение нашей семинарии пока функционирует по старой, пятилетней программе. На нем сейчас проходят обучение 330 человек.
Радует, что священнослужители, раньше не имевшие богословского образования, откликнулись на мой призыв и 43 из них получили благословение на обучение на заочном секторе Коломенской православной духовной семинарии. Мы будем стремиться к тому, чтобы все священнослужители Московской епархии имели богословское образование.
В текущем году гимназии проходили церковное лицензирование Синодального отдела религиозного образования и катехизации. Установлены единые юридические подходы для всех гимназий Русской Православной Церкви. В связи с этим некоторые наши гимназии вынуждены были заниматься изменением уставных документов. Ожидаю, что в текущем году этот вопрос будет закрыт.
Отцам благочинным необходимо быть в курсе того, как преподаются духовно-нравственные предметы в образовательных учреждениях округа.
В феврале 2011 года мною было подписано Положение о Миссионерском отделе Московской епархии, а также начали свою деятельность рабочие группы миссионерского отдела по следующим направлениям: Вопросы оглашения, Приходская миссия и катехизация, Антисектантская деятельность, Конфессии и религии, Антираскольническая деятельность, Взаимодействие со СМИ, Миссия в сети Интернет, Миссия в молодежной среде. На сайте Миссионерского отдела были опубликованы Методические указания по деятельности Миссионерского отдела Московской епархии, в которых подробно рассматривается содержание миссионерской работы в епархии, благочиниях и на приходах, приводятся рабочие материалы и документы по работе отдела, даются ссылки на полезные интернет-ресурсы.
В качестве основных направлений развития миссионерской деятельности Московской епархии на ближайшее время, необходимо отметить следующие:
Просвещение на приходе:
Доступность храма – необходимо вновь напомнить об одной из рекомендаций принятых на собрании благочинных 11 марта 2010 года: «Все городские и, по возможности, сельские (в крупных населенных пунктах) храмы должны быть открыты в течение светлого времени суток, при этом, при храме должен быть дежурный, способный дать ответы на церковные вопросы».
Оглашение и катехизация – необходимо улучшать качество огласительных бесед. В огласительных беседах следует не только рассказывать о таинствах Крещения или Брака, но и знакомить человека с основами церковной и духовной жизни. Важно чтобы человек, прошедший оглашение и вновь пришедший в храм, нашел в Церкви свое место, не остался без внимания, для чего необходимо проведение регулярных бесед, где углублялись бы полученные им знания и давались бы ответы на насущные вопросы.
К сожалению, приходится констатировать имеющиеся случаи совершения Таинства Крещения без проведения оглашения. При этом на некоторых приходах до сего времени Крещение совершается одновременно как младенцев, так и взрослых, что крайне негативно влияет на отношение к Церкви и Таинству со стороны приходящих.
Важно улучшать образовательный уровень катехизаторов-миссионеров. В Московской епархии учреждены Миссионерские курсы, которые начали принимать слушателей с сентября сего года. Если в храме нецелесообразно постоянное присутствие приходского консультанта, необходимо следить за образовательным уровнем сотрудников церковных лавок, а также обеспечить наличие приходского катехизатора для людей, впервые пришедших на богослужение или желающих приступить к Таинствам Исповеди и Причастия. В случае отсутствия приходского консультанта, информация о Таинствах и о подготовке к ним должна находиться на храмовом информационном стенде.
По сообщениям благочинных, полученным в отчетах за 2010 год: «в 760 храмах оборудованы информационные доски, содержащие не только расписание богослужений, памятки к Крещению и Причастию, и информацию историко-краеведческого характера, но также и миссионерские материалы, такие, как объяснения церковных праздников, смысла проводимых богослужений и совершаемых Таинств». Крайне желательно, чтобы информационные доски располагались в непосредственной близости от входа в храм, и информация обновлялась бы на них регулярно.
О пастырских семинарах.
Благочинным следует продолжить работу по проведению в благочиниях пастырских семинаров с целью повышения богословско-пастырской подготовки священнослужителей. При этом хотелось бы отметить, что, исходя из анализа проведения подобных семинаров в Московской епархии, более успешными можно считать семинары с приглашением специалистов по каждой конкретной теме.
Просвещение вне прихода:
Интернет-сайты приходов и благочиний должны иметь собственный просветительский раздел, на котором должны быть представлены, среди прочего, и материалы, полученные с сайта Миссионерского отдела, а так же ссылки на основные православные интернет-ресурсы (сайты Патриархии, Московской епархии, Епархиального миссионерского отдела).
В настоящее время отсутствуют или не работают сайты двух благочиний (Домодедовское, Зарайское). У сайтов 10 благочиний отсутствуют какие-либо разделы с миссионерской или катехизаторской информацией (Воскресенское, Дмитровское, Звенигородское, Каширское, Луховицкое, Павлово-Посадское, Пушкинское, Серебряно-Прудское, Шатурское, Шаховское).
Напоминаю о необходимости обмена информацией о жизни благочиний. Новости о миссионерской деятельности в благочиниях должны регулярно высылаться на адрес миссионерского отдела. Такие публикации позволят полнее обмениваться опытом миссионерской деятельности. От общего числа благочиний только 12 регулярно присылают новости миссионерской деятельности для публикации на сайте.
Важно донести до духовенства Московской епархии, что в случае участия их в социальных сетях или ведения блогов, важно помнить о своем сане и задумываться о том, не введут ли кого-то в искушение публикуемые ими фотографии и тексты. Между тем, именно информационное пространство интернета, представляет собой большое поле для позитивной миссионерской деятельности.
Размещение просветительской информации на внехрамовой территории также является одним из направлений миссионерской деятельности.
В ряде благочиний регулярно проводятся встречи и беседы в школах, ВУЗах и различных организациях. Такие встречи также являются неотъемлемой частью миссионерской работы в благочинии и на приходе.
Остается важным в миссионерской работе ограждение православия от различных противоборствующих сект. Полезные антисектантские материалы имеются на сайте Епархиального миссионерского отдела.
Не стоит оставлять без внимания деятельность раскольнических организаций. Необходимо доводить до сведения прихожан правильную информацию о них. При этом благочинным, настоятелям приходов вменяется в обязанность производить постоянный мониторинг той местности, где они совершают служение, на предмет выявления сектантских и раскольнических сообществ. При обнаружении подобных незамедлительно сообщать об этом в Епархиальный миссионерский отдел.
Благодаря развивающимся отношениям между Московской епархией и Министерством здравоохранения Московской области на основании действующего Соглашения о сотрудничестве во многих медицинских учреждениях устроены молитвенные комнаты и домовые церкви. В настоящее время в епархии насчитывается 52 домовых больничных храма и 75 молитвенных комнат, расположенных в стационарах лечебных учреждениях. Кроме этого, еще 23 храма находятся на территории медицинских учреждений.
К сожалению, еще не во всех благочиниях молитвенные комнаты переоборудованы в больничные храмы, а в ряде благочиний и вовсе нет ни молитвенных комнат, ни больничных храмов. Те благочинные, в чьих округах нет домовых больничных храмов и молитвенных комнат должны в месячный срок представить рапорт с объяснением причин отсутствия таковых.
В свое время по разным причинам не были оформлены договорные отношения на пользование выделенными помещениями. В основном потому, что все они были утроены благодаря добрым отношениям, которые удалось выстроить между благочинными, настоятелями приходов и главными врачами медицинских учреждений.
Предоставление помещений в пользование приходу для осуществления религиозной деятельности должны осуществляться на основании договора, для заключения которого необходимо согласие собственника медицинского учреждения (государственного или муниципального органа).
В случае нарушения такого порядка, заключенный без согласия собственника договор (соглашение о сотрудничестве), может быть расторгнут в судебном порядке. Помещения, переданные в пользование приходу, могут быть изъяты, а на обе стороны наложены судебные издержки в размерах, установленных соответствующими нормативными актами.
Схожая проблема возникает и при совместном использовании земельного участка, занятого культовыми учреждениями (не переданного в ведение Церкви) и закрепленного за медицинским учреждением.
К сожалению, на сегодня из 127 помещений, занимаемых под домовые храмы и молитвенные комнаты, только 28 помещений оформлены соответствующим образом, и то не во всех случаях договор безвозмездного пользования имеет длительный срок.
В соответствии с законодательством, договор заключенный на срок от одного года, подлежит обязательной государственной регистрации.
Кроме того, в договоре имеется пункт о возможности его расторжения по желанию одной из сторон. В таком случае, если некогда ранее приходу было выделено помещение для устройства молитвенной комнаты или храма, а позже, например, при смене руководства лечебного учреждения, либо при нехватке помещений прямого медицинского назначения, предоставленное помещение на законных основаниях может быть изъято. Это создает определенные трудности в юридическом и каноническом основании устройства домовых церквей.
В связи с этим, предлагается следующий порядок, при котором было бы возможно дальнейшее устройство домовых церквей:
Впредь благословение на устройство домового больничного храма может быть получено только при наличии договора безвозмездного пользования помещением между собственником помещения и приходом, к которому будет приписан домовый храм, на срок от одного года (с обязательной государственной регистрацией), либо менее одного года, но с условием его дальнейшего продления.
Освящение подобных храмов совершать по чину освящения часовни, изложенному в приложении к методическим указаниям медицинского отдела (чин составлен на основе компиляции различных печатных изданий преподавателями Московской духовной академии и семинарии протоиереем Николаем Диваковым и А. А. Матвеевым).
Для совершения богослужения престолы устраивать временные, переносные (освящаются окроплением святой водой без омовения родостамой и помазания Святым Миром).
Необходимо обязать все приходы, имеющие приписные домовые больничные храмы и молитвенные комнаты, заключить соответствующие договоры о безвозмездном пользовании выделенными помещениями, если этого до сих пор не было.
Неукоснительный контроль за исполнением обозначенного порядка возлагается на председателя Отдела по работе с медицинскими учреждениями протоиерея Димитрия Мурзюкова.
К сожалению, еще далеко не в каждом благочинии имеются приходские группы милосердия. С одной стороны это может быть объяснено низкой активностью прихожан, с другой – эта бездеятельность напрямую зависит от самого пастыря.
Нельзя обходить вниманием необходимость оказания духовной и в некоторых случаях материальной помощи будущим матерям, которые по различным причинам остро в ней нуждаются. В рамках деятельности Медицинского епархиального отдела нужно организовать координационный центр по защите материнства, который бы объединил в себе все направления работы с будущими матерями и работу по противодействию распространению абортов.
Необходимо использовать святоотеческий опыт борьбы со страстями в сочетании с приходской деятельностью в отношении противодействия наркомании и алкоголизму. Положительной тенденцией является организация братств и обществ трезвости. Это направление следует развивать в каждом благочинии, учитывая то, что невозможно создать универсальной инструкции в данной работе.
Для того, чтобы желающие с помощью Церкви вновь обрести человеческую любовь и стать полноценными членами общества имели возможность к исправлению, Медицинскому отделу в согласовании с Координационным советом, действующим в рамках Соглашения о сотрудничестве между Московской епархией и Министерством здравоохранения Московской области, необходимо проработать вопрос оказания возможной помощи наркозависимым в каждом благочинии.
В свою очередь отцам благочинным следует представить кандидатов из священнослужителей для последующей работы в данном направлении.
В связи с отсутствием епархиального реабилитационного центра, следует более активно осуществлять свою деятельность в сотрудничестве с областным министерством здравоохранения в подведомственных ему соответствующих учреждениях.
Необходимо создать сайт медицинского отдела, который бы содержал в себе интерактивную базу данных по больничным храмам, группам милосердия и в целом по всей деятельности приходов в медицинском направлении.
* * *
Взаимодействие с Вооруженными силами в Московской епархии осуществляется активно и находится на достаточно высоком уровне. В большинстве войсковых частей отношение к духовенству остается благоприятным, и от нас ждут дальнейшего развития сотрудничества. Присутствие священника в войсковых частях и силовых структурах способствует оздоровлению духовно-нравственной атмосферы, поможет поднять престиж воинской службы. Сейчас на нас смотрят доброжелательно, предоставляют возможность трудиться и готовы помогать, поддерживать наши начинания.
На сегодняшний день лишь в шестой части окормляемых подразделений действуют храмы, часовни и молитвенные комнаты. Этого очень мало. Необходимо продолжать строительство храмов (отдельно стоящих, а там, где по каким-либо причинам это невозможно – домовых) на территории или в непосредственной близости от мест дислокации крупных войсковых подразделений, госпиталей, военно-учебных заведений. В идеале, в каждом крупном гарнизоне или военном госпитале должен быть храм, в котором совершалась бы Литургия, и который являлся бы центром духовного окормления военнослужащих. В подразделениях, где еще нет молитвенных комнат, нужно их оборудовать, там, где они есть, следует сделать следующий шаг – строить храм.
В настоящее время практически все храмы, построенные в Московской епархии на территории войсковых частей, не имеют правоустанавливающих документов, определяющих юридический статус владельца. Подобные храмы не оформлены юридически, так как земля, на которой они построены (или здания, в которых они находятся, если речь идет о домовых храмах), принадлежат Министерству обороны. В большинстве случаев наличие и функционирование храма на территории войсковой части зависит от понимания командиром части необходимости взаимодействия с Православной Церковью.
В работе с военнослужащими важно, чтобы священник находился рядом с окормляемыми если не постоянно, то максимально часто.
Здесь мы сталкиваемся с определенной трудностью – нехваткой кадров. Это связано как со значительной загруженностью священников приходскими послушаниями, так и с тем, что пастырская работа в Вооруженных Силах имеет свои особенности, и далеко не каждый священник способен нести послушание по окормлению военнослужащих. Отцам благочинным следует внимательно отнестись к вопросу поиска и подготовки кандидатов, которые могли бы пройти подготовку к принятию священного сана для служения в Вооруженных силах.
Сотрудники Епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами в благочиниях нуждаются в поддержке со стороны отцов благочинных. Если благочинный не контролирует и не поддерживает духовенство вверенного ему церковного округа, то, как бы ни старался сотрудник отдела, он не сможет обеспечить должный уровень взаимодействия с Вооруженными силами. Только у благочинного есть возможность распределить среди подведомственного духовенства обязанности по окормлению военнослужащих расположенных на территории благочиния подразделений и проконтролировать его качество. Там, где благочинный относится к взаимодействию с Вооруженными силами небезразлично и сам участвует в этой работе, она находится на высоком уровне, – как, например, в Балашихинском, Богородском, Видновском, Домодедовском, Истринском, Коломенском и Пушкинском благочиннических округах.
За последние годы в Московской епархии сложился устойчивый круг благочиний, где уделяется особое внимание работе с молодежью, это – Богородское, Можайское, Одинцовское, Орехово-Зуевское и Подольское благочиния. Здесь не только организуют собственные мероприятия для православной молодежи, но и приглашают соседние благочиния, успешно проводят епархиальные мероприятия, проявляют инициативу в организации новых молодежных мероприятий. Отрадно, что круг таких благочиний ежегодно расширяется. Работу с молодежью успешно проводят в Видновском, Воскресенском, Дмитровском, Егорьевском, Красногорском, Люберецком, Монастырском, Мытищинском, Раменском, Рузском, Чеховском и других благочиниях. Но все же это меньше половины списка церковных округов!
* * *
До сих пор не налажена качественная повседневная работа со студенческой молодежью. В 2009 году создан круг священнослужителей, ответственных за пастырское окормление студентов средних и высших учебных заведений. За минувшие годы был проведен ряд совместных мероприятий в ВУЗах и СУЗах, но разового характера. Не появилось тех, кто приступил бы к систематической работе со студентами или принимал постоянное участие в молодежной работе самих учебных заведений. При этом выраженного сопротивления руководства ВУЗов и СУЗов нет, напротив, подавляющее большинство ректоров и директоров готово работать со священнослужителями. Следует обратить внимание благочинных и членов Епархиального отдела на первостепенное миссионерское значение пастырской работы со студентами, особенно в крупных районных центрах и городах Московской области.
Малое внимание уделяется работе с приходской молодежью и подростками. Окружные ответственные по делам молодежи, зачастую, мало связаны с приходскими старшеклассниками совместными делами. Меж тем алтарное и клиросное послушание в составе молодежного хора – это мощный стимул привлечь подрастающее поколение к церковному служению. Единичные благочиния (Одинцовское, Подольское, Красногорское и несколько других) имеют здесь опыт налаженной повседневной работы. К сожалению, этот узкий круг не расширяется с годами, хотя отчетность в подавляющем большинстве благочиний рисует благостную картину.
Нужно обратить внимание окружных и приходских ответственных по делам молодежи на развитие межокружного общения. Соседним благочиниям следует объединять усилия для проведения совместных молодежных мероприятий. Сейчас во многих благочиниях часто нет совместной работы с молодежью даже с участием соседних приходов. Такую деятельность необходимо активизировать.
Епархиальному отделу по делам молодежи следует шире использовать с миссионерской целью в молодежной среде церковно-общественные даты, в частности, День семьи, любви и верности – память преподобных Петра и Февронии Муромских. День славянской письменности и культуры уже прочно вошел в молодежный год и в округах, и на приходах. День святых Жен-Мироносиц, Всемирный день православной молодежи – Сретение Господне необходимо шире использовать при планировании мероприятий. К слову, и светский День российской молодежи 27 июня – тоже должен быть не забыт ответственными по делам молодежи и отцами благочинными как повод для пастырского обращения к молодежи.
К сожалению, на местах мало уделяется внимания работе со спортивными школами и секциями. Есть своя специфика духовной работы в этой области, но тренерский корпус разных видов спорта, в подавляющем большинстве открыт к сотрудничеству. Дело за реальной пастырской рабой в этой сфере.
Достойно сожаления, что хорошо организованные Епархиальные встречи православной молодежи, в частности Конкурс церковных чтецов и Конкурс молодежных хоров в Одинцове, многие благочинные игнорируют. Невзирая на циркулярные письма Правящего архиерея делегации от ряда благочиний из года в год не бывают на них представлены. В результате приходская молодежь лишается доброго общения и обмена опытом. Это относится и к ряду других епархиальных мероприятий. Претензии в данном случае обращены к тем округам, где и своя работа с молодежью малозаметна (Шаховское, Волоколамское, Зарайское, Клинское, Озерское).
В последнее время в Московской епархии сложилась практика организации и проведения православных лагерей отдыха для детей и молодежи в двух основных формах: на базе юридического лица, т.е. «прихода» и семейный лагерь.
Создаваемый приходом, как юридическим лицом, лагерь может быть организован в форме:
Стационарной:
· стационарный лагерь отдыха для детей и молодежи;
· детский лагерь дневного пребывания.
Для лагеря могут быть использованы помещения образовательных учреждений, загородных стационарных учреждений отдыха и оздоровления детей, общежитий, школ-интернатов, санаториев и другие помещения, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям;
Нестационарной:
· палаточный детский лагерь;
· семейный палаточный лагерь (где вместе с детьми пребывают их родители).
Для размещения лагеря могут быть использованы не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с действующим законодательством порядок размещения, устройства, содержания и организации режима работы детских лагерей предусмотрен Санитарными правилами и нормами, утверждаемыми Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Стационарный, либо нестационарный детский лагерь, организованный приходом (юридическим лицом) должен иметь документацию, регламентирующую его деятельность (положение о лагере, разрешение органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора и государственного пожарного надзора, должностные обязанности работников лагеря, санитарный паспорт лагеря). За нарушения санитарных требований и правил пожарной безопасности предусмотрена административная, а в случаях массовой заболеваемости или гибели людей, наступления иных тяжких последствий и уголовная ответственность. К ответственности могут быть привлечены должностные лица, ответственные за соблюдение санитарных норм и правил пожарной безопасности, а в случае, если таковые лица не назначены, ответственность несет настоятель прихода.
Формой проведения лагеря, которая не требует указанных выше согласований, является семейный лагерь, где с каждым из детей или подростков пребывают его родители (родитель) или лица, имеющие нотариальную доверенность от родителей для участия детей в летнем лагере.
В соответствии со ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом.
Согласно п.1. ст. 38 Лесного кодекса РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах.
Специального разрешения на пребывание в лесу в некоммерческих целях не требуется.
Для этой формы лагеря нет и отдельно регламентированных санитарных норм. Однако, это не исключает обязанности соблюдения общих санитарных норм и правил противопожарной безопасности, которые установлены действующим законодательством.
Всю полноту юридической ответственности за детей и молодежь в семейном лагере несут их родители.
Очевидно, что форма организации в виде семейного лагеря, когда священник не является ответственным лицом, а лишь приглашается к духовному окормлению, на данном этапе более благоприятна. В связи с этим, 18 августа с.г., для усовершенствования пастырской деятельности по организации в Московской епархии православного летнего семейного отдыха и досуга для подрастающего поколения, мною было принято решение о создании в рамках Отдела по делам молодежи Московской епархии «Комиссии по организации православного летнего семейного отдыха и досуга». Председателем комиссии назначен референт Московского епархиального управления, настоятель храма Вячеслава Чешского поселка Новь Одинцовского района Московской области священник Василий Лосев.
* * *
Напоминаю о давно данном мною указании «представлять на благословение Правящего архиерея эскизные проекты генеральных планов храмовых комплексов, строительства и реставрации храмов, создания или реставрации росписи храмов, иконостасов и других значительных в художественном отношении работ».
При этом эскизные проекты в Консультативно-экспертный совет следует направлять в комплекте. Заказывать проекты следует по возможности в организациях, имеющих соответствующие лицензии и известных своим профессионализмом и положительным опытом проектирования храмов и церковных интерьеров. Подавать проекты на экспертизу следует до начала строительства.
* * *
Обращаю также ваше внимание на этику обращения с людьми, в том числе с работниками органов охраны памятников. Конечно, они не всегда порой могут учитывать специфику церковных отношений, но в любом случае их замечания мы должны принимать с благодарностью и всячески стараться учитывать в своей деятельности полезные советы профессионалов. Кроме того, огорчая людей своей бестактностью, мы не только лишаемся возможности получить полезную консультацию, но и создаем себе лишние трудности.
* * *
При оформлении прав на церковную недвижимость задержки, как правило, возникают не по вине приходов и монастырей, но тем более досадны бывают наши ошибки в этом деле. Иногда задержки возникают в связи с тем, что настоятели неправильно формулируют свои запросы в государственные органы. В таких случаях немало времени тратится на действия по ошибочному запросу, выявление ошибок и сообщение об этом церковной организации.
Есть немало случаев, когда оформление права на здание или земельный участок не доводилось до конца, например, оформлялся, но не регистрировался договор о передаче земельного участка в собственность или безвозмездное пользование церковной организации.
Иногда настоятелей подводит излишняя надежда на компетентность светских специалистов. И те, и другие иногда путают право собственности и категорию охраны памятников, которые называются одинаково (федеральная, региональная, муниципальная), но по существу между собой никак не связаны. Были случаи, когда приход заключал договор о безвозмездном пользовании земельным участком с муниципалитетом, тогда как участок находился в федеральной собственности. Такой договор, естественно, не имеет юридической силы.
* * *
Председатель Епархиального отдела по реставрации и строительству протоиерей Константин Островский выступил с инициативой создать Епархиальную систему сохранения архитектурно-художественного достояния Церкви. Успешная работа этой системы может стать залогом того, чтобы Церковь со временем полностью взяла под свой контроль дело сохранения своего архитектурно-художественного достояния, освободив государственные структуры от некоторых несвойственных им функций.
Сегодня для обсуждения вам будет роздан проект Концепции этой системы для рассмотрения. Поэтому прошу Владыку Романа, отцов благочинных, настоятелей единоверческих приходов и ректора Коломенской православной духовной семинарии представить мне свои замечания и предложения по Концепции в форме рапорта в течение месяца.
* * *
За последние пять лет изменилась законодательная база, регламентирующая правила допуска к ознакомлению и копированию архивных материалов в отношении лиц, пострадавших в советское время по политическим и иным статьям. В 2006 году принято действующее ныне Положение «О порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел». Аналогичные законы приняты и в других странах бывшего СССР. Этим документом фактически остановлена исследовательская работа по комплексному изучению архивно-следственных дел в отношении пострадавших за веру в годы гонений. Многие пункты Положения напрямую коснулись деятельности нашей Епархиальной Комиссии по канонизации святых. Благодаря тому, что свою работу Комиссия начала гораздо ранее, чем были приняты эти нормативные акты, в Московской епархии по сравнению с другими епархиями прославлено наибольшее число новомучеников.
В отношении многих пострадавших удалось выяснить их судьбу до и после ареста, некоторые из них канонизированы, канонизация иных отклонена по тем или иным причинам. В отношении многих сотен пострадавших, к сожалению, не удалось собрать достаточного числа материалов, позволяющего рассматривать возможность прославления их в лике новомучеников и исповедников Российских.
Однако сбор материалов о пострадавших за веру не прекращен, каждый год открываются новые сведения, в частности мемуарного и эпистолярного характера. Прошу отцов благочинных своевременно направлять такие сведения и материалы в Епархиальную Комиссию по канонизации святых для изучения.
Считаю своевременным осуществить переиздание «Житий новомучеников и исповедников Российских Московской епархии». После первого издания этих житий многим новомученикам написаны иконы, обнаружены новые фотографии. Думаю, что в катехизических целях такое издание своевременно. Поручаю секретарю Комиссии протоиерею Максиму Максимову быть ответственным за подготовку этого издания, а отцов благочинных прошу в месячный срок предоставить в Епархиальное Управление как имеющиеся фотографии новомучеников, так и фотографии их икон.
* * *
Говоря о поступающих проектах в богослужебную комиссию, хочу отметить, что по-прежнему, у составителей богослужебных текстов акцент смещается на составление акафистов.
Написание служб, тропарей и кондаков прославленным новомученикам, а, следовательно, и их почитание, остаются в тени. Всем настоятелям и настоятельницам следует это иметь в виду, а благочинным контролировать, чтобы авторы-гимнографы занимались составлением богослужебных текстов, начиная со службы святому.
В приходах и монастырях, где совершали пастырское или церковное служение прославленные новомученики и исповедники, их почитание должно быть постоянным и проходить в двух аспектах: богослужебно-литургическом и нравственно-назидательном. Составление службы новомученику – это особое и нелегкое дело. Настоящее гимнографическое творчество, как особое искусство, в современной жизни редкое явление. И если именно дефицит песнотворцев сдерживает настоятелей и настоятельниц в написании служб новомученикам, то можно было бы пока ограничиться составлением святому тропаря, кондака и молитвы. Эти три богослужебных текста дают возможность ежедневного литургического почитания новомученика при совершении молебна, а в день его молитвенной памяти их можно использовать вместо общих тропарей и кондаков в текстах общих служб, которые Синодальной богослужебной комиссией уже составлены по всем ликам Собора новомучеников и исповедников Российских.
Богослужебная комиссия нашей Московской епархии имеет свой сайт с электронным адресом: gimnograf.ru. В главном разделе «Богослужебные тексты» размещены не только службы и акафисты, подготовленные членами Епархиальной богослужебной комиссии, но и общие службы по ликам новомученикам и исповедникам Российским, ранее опубликованные в разных номерах «Московских Епархиальных Ведомостей». Это может стать большим подспорьем настоятелям и настоятельницам в претворении в жизнь постановлений последнего Архиерейского Собора о почитании и прославлении новомучеников и исповедников Российских. На этом сайте авторы-гимнографы могут познакомиться с правилами и рекомендациями для составления богослужебных текстов.
Составителям новых богослужебных текстов необходимо обращать внимание на структуру содержания своего гимнографического произведения. Опыт работы с представленными на проверку службами и акафистами святым показывает, что многие авторы перед началом составления богослужебного текста не имеют целостного представления о будущем содержании. Потому в конечном итоге получается некачественная компиляция из чужих текстов.
В качестве совета можно предложить составление плана службы. Это, по крайней мере, поможет автору не совершить повторов одних и тех же мыслей и сохранить целостность при написании гимнографической иконы. Наиболее приемлемым и легким является план, соответствующий житию, начиная с рождения и заканчивая прославлением святого.
Удачной и достойной подражания можно признать практику некоторых благочиний Московской епархии в установлении празднования общей соборной памяти новомучеников благочиннического округа. Именно на это обращал внимание последний Архиерейский Собор и рекомендовал «определить даты и места соборного служения духовенства епархий или отдельных благочиний, дабы усилить местное почитание новомучеников и исповедников». Эти рекомендации следует воплотить в жизнь в каждом благочинии.
* * *
В марте 2011 г. в Московской епархии создана Ревизионная комиссия, которая является контролирующим органом и призвана осуществлять проверки уставной и финансово-хозяйственной деятельности приходов Московской епархии.
При назначении приходской проверки, комиссии даются полномочия инспектировать деятельность прихода, начиная с проверки наличия и сохранности уставных документов, имущественных документов прихода и ведения приходской канцелярии, бухгалтерии и других вопросов обеспечения жизнедеятельности прихода.
Работа епархиальной ревизионной комиссии на приходах Московской епархии будет осуществляться по письменному указанию Правящего архиерея.
Ревизионная комиссия, при проведении проверки деятельности прихода, вправе запрашивать у председателя приходского совета, казначея и других ответственных сотрудников прихода, необходимых документов и разъяснений по возникающим в ходе проверки вопросам.
В связи с изложенным, благочинным необходимо уделить особое внимание следующим направлениям деятельности приходов:
· наличию основных уставных, государственных регистрационных документов;
· наличию документов, отражающих работу Приходского собрания, Приходского совета и Ревизионной комиссии прихода;
· оформлению и хранению регистрационных метрических книг;
· наличию документов по учету церковного имущества;
· оформлению трудовых отношений с сотрудниками прихода в соответствии с трудовым законодательством РФ.
Особое внимание прошу обратить на правильное ведение приходской бухгалтерии.
Утвержденное мною положение о Ревизионной комиссии Московской епархии сегодня будет вам роздано.
Завершая свое выступление, призываю на вас благословение Божие, на ваши усердные труды во славу Божию. Надеюсь, что каждый из участников этого собрания приложит максимум усилий для исполнения стоящих перед нами целей и задач.