10 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой были расстреляны восемь священников, жизнь которых так или иначе связана с Волоколамской землей. Всего на сегодняшний день известно более ста тридцати имен священнослужителей и мирян Волоколамского района, пострадавших от советской власти за веру. В этот день хочется вспомнить их всех.

В самом сердце города, близ собора Воскресения Христова Волоколамского Кремля, расположено здание выставочного зала. Раньше там располагалось церковно-приходское училище, известное такими преподавателями, как Михаил Константинович Казанский, протоиереи Андрей Величкин и Матфей Некрасов. Сюда приходили мальчишки и обучались вплоть до достижения восемнадцати лет.
В 1866 году в училище поступил сын псаломщика села Левкиево Костя Любимов. Вскоре им овладело желание монашества и, не окончив курса, в семнадцать лет он стал послушником в Троице-Сергиевой Лавре.
В двадцатидевятилетнем возрасте он был пострижен в монашество с именем Кронид и в течение многих лет успешно выполнял различные административные поручения. В 1915 году становится наместником Троице-Сергиевой Лавры.
После революции 1917 года отец Кронид разделил печальную участь возглавляемой им обители. Монастырь был разогнан, а мощи преподобного Сергия Радонежского – главная его святыня – вскрыты. Отец Кронид был отправлен в ссылку, а по возвращении жил в бывшем Сергиевом Посаде, получившем название Загорск, и собирал вокруг себя тайную монашескую общинку, которую составляли в основном бывшие насельники Лавры.
10 декабря 1937 года по обвинению в контрреволюционной монархической пропаганде «поп Кранид Любимов» был расстрелян. На следствии он отказался назвать имена каких-либо известных ему лиц и до последнего момента остался верен своей вере. Канонизирован Русской Православной Церковью в лике новомучеников и исповедников Российских.

В 1902 году Волоколамское церковно-приходское училище окончил восемнадцатилетний Дмитрий Зернов, сын псаломщика села Спасское Петра Зернова. В течение следующих восьми лет он обучался в Вифанской духовной семинарии в Сергиевом Посаде, а получив образование, стал священником в деревне Иванисово Ногинского района Московской области. 10 декабря 1937 года расстрелян на полигоне Бутово по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Тремя годами позже, в 1905 году, из стен училища в возрасте пятнадцати лет вышел уроженец села Архангельское Николай Дмитриевич Покровский. Он, также окончив Вифанскую семинарию, был протоиереем в селе Ямкино Ногинского района. 10 декабря 1937 года расстрелян на полигоне Бутово по обвинению в контрреволюционной деятельности. В 2003 году прославлен в лике святых.

У подножия Волоколамского вала в 1776 году был построен каменный храм Рождества Христова, который действовал вплоть до 1929 года. После закрытия храма в нем размещались различные организации, и сейчас здание изувечено до неузнаваемости. Последние восемь лет жизни храма в нем служил иеродиаконом Виктор Александрович Смирнов. Родившийся в селе Голубцово в крестьянской семье, он в восемнадцать лет ушел в Иосифо-Волоцкий монастырь и жил здесь вплоть до закрытия монастыря в 1920 году. Вскоре после 1929 года отец Виктор вернулся в родное село священником, в течение девяти месяцев проводил нелегальные богослужения в сторожке возле закрытого храма, за что был судим. Несмотря на запрет властей, продолжал служение в церкви села Суворово. За контрреволюционную и антисоветскую агитацию 10 декабря 1937 года расстрелян на полигоне Бутово.

К северо-востоку от центра Волоколамска исстари располагался женский Власьевский монастырь, в котором окончила свою жизнь и была погребена мать преподобного Иосифа Волоцкого схимонахиня Мария. Разоренный польскими интервентами во время Смуты, монастырь был восстановлен на средства Иосифа Волоцкого монастыря и поддерживался им вплоть до своего упразднения во второй половине восемнадцатого века. Каменный храм Петра и Павла был возведен над могилой схимонахини Марии в 1694-1696 годах. В наши дни эта церковь также изуродована, хотя еще не так давно, не больше семидесяти лет назад, в ней еще совершалось богослужение. Служил в храме архимандрит Никон, уроженец деревни Савельево Коломенского уезда. В течение многих лет он был священником в разных храмах Коломенского района, в 1925-1929 годах был настоятелем Коломенского Старо-Голутвина монастыря. Отец Никон содержался в тюрьме, высылался в Архангельскую область и Северный край, четыре года провел в концлагере на Соловках. Последним местом его служения стал Волоколамск, где он был арестован в 1937 году и 10 декабря расстрелян на полигоне Бутово как «активный организатор контрреволюционной группы». Прославлен в лике святых.

Под Волоколамском в селе Ильинском сейчас восстанавливается древний храм Илии пророка, известный как место служения священника Михаила Александровича Дубровкого. К сожалению, известен лишь год рождения – 1886 – и дата смерти отца Михаила. 10 декабря 1937 года он был расстрелян в Бутове, осужденный за антисоветскую агитацию.

Закончим наш обзор храмом апостола Иоанна Богослова, воздвигнутом в 1707 году неподалеку от деревни Каменка. В нем служил священномученик Василий Соколов. Жизнь и смерть священника кажутся злой шуткой, которая заставляет посмеяться безумию бесчеловечной власти. Родившийся в селе Лобаново Звенигородского уезда, он по окончании духовной семинарии служил в Наро-Фоминском районе. В 1932 году местные власти получили донесение, будто священник выступает против колхозов и проводит контрреволюционную работу «путем организации праздничных и юбилейных богослужений». Основным поводом к обвинению послужил тот факт, что жена доносчика, пытаясь занять у односельчан немного соли, нашла помощь только у батюшки. Вскоре некая женщина «проговорилась», что отец Василий на службах молится за царя. Как оказалось, эта женщина единственный раз заглянула в храм, где услышала на службе молитву «Царю Небесный…» и неправильно истолковала эти слова. Вызванный на допрос священник тщетно пытался доказать свою невиновность. Он был приговорен к трехлетней ссылке в Казахстан.
По возвращении в 1934 году он поселился в селе Каменка, где запомнился жителям как добрый и отзывчивый пастырь. В частности, однажды он помог престарелой монахине косить сено, что привело к обвинению его в создании контрреволюционной церковной организации, члены которой якобы воровали колхозное имущество (пресловутое сено) и обходили все дома, призывая сельчан не вступать в колхоз и не участвовать в выборах. За это отец Василий был расстрелян.