с. Ярополец, Волоколамский район, 1780 год
Престольный праздник
иконы Божией Матери Казанская (4 ноября, 21 июля)
Настоятель:
священник Михаил Сергеевич Завитаев, 1981
Приписные храмы:
часовня свт. Николая
храм Иоанна-Предтечи
Адрес:
М.О. Волоколамский р-н, с.Ярополец ул.Пушкинская д.5 стр.3

Телефон: 8-910-402-88-16

С 1717 г. село Ярополец находилось во владении рода Чернышевых. До 1774 г. здесь существовала деревянная церковь в честь Казанской иконы Божией Матери.

Начало строительства нового каменного храма датируется 1780 г. В 1782 г. каменная церковь была построена только до половины из-за кончины графа Захара Григорьевича Чернышева. Строительство и внутренняя отделка храма продолжались более 50-ти лет и были завершены в первой половине ХIХ в. Главный престол освящен в 1839—1840 гг.

Проект церкви относят к кругу работ выдающегося русского архитектора ХVIII в. М.Ф.Казакова. Храм каменный, оштукатуренный, с лепной белокаменной отделкой, построен в стиле классицизма. Здание заключает в себе две церкви, которые повернуты в разные стороны апсидами и объединены общим притвором с хорами наверху. Восточную часть занимает Казанская церковь, в западной части помещается двухпридельная усыпальница Чернышевых.

Главный престол освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, приделы — во имя пророка Захарии и праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. Со времени основания и до закрытия в 1962 г. в храме совершались богослужения. После закрытия церкви здание использовалась как льнохранилище, как подсобное помещение.

Церковь Казанской Божией Матери имеет своеобразную и редкую объемную композицию из двух симметричных частей, соединенных сквозным поперечным проходом (притвором), служащим одновременно вестибюлем для каждой из частей. К торцам прямоугольного в плане здания пристроены две одинаковые по форме апсиды, но только северо-восточная из них является церковным алтарем, а юго-западная служит усыпальницей, в склеп которой был впоследствии перенесен прах  фельдмаршала З.Г. Чернышева, умершего в 1784 году и похороненного ранее в другом месте. Церковь была перестроена по заказу вдовы фельдмаршала А.Р. Чернышевой в 1798 году. Этим объясняется более поздний, в сравнении с дворцом, характер ее архитектуры.

В обработке фасадов церкви применен ионический ордер. Ритм и пропорции элементов композиции, а так же строгая и ясная моделировка лепных деталей, вся стилистика произведения говорят о том, что проект перестройки церкви мог принадлежать зодчему круга Баженова-Казакова. Следует отметить, что в проекте кровельные покрытия были в виде куполов, завершенных круглыми бельведерами с небольшими крестами. В действительности же - четырехскатные сферические покрытия и квадратные бельведеры, дополненные удлиненными луковичными главками с более высокими крестами. В основе выполненного покрытия лежит, как показало обследование юго-западной половины церкви, деревянная несущая конструкция, что типично для строительства конца XVIII века, когда сводчатые и купольные перекрытия нередко выполняли подшивными из дерева.

Черты русского классицизма несут в себе и интерьеры церкви, причем в каждой части различно. Архитектурная обработка в одной выполнена в формах ионического ордера, другой - коринфского. Иконостас церкви в восточной части здания украшен лепными деталями и позолоченными колоннами на темно-синем фоне стен. Хоры притвора имеют хорошо прорисованные кронштейны и легкую балюстраду. В полу юго-западной части церкви имеется съемная плита, под которой начинается спуск в склеп, куда был помещен гроб с прахом фельдмаршала З. Г. Чернышева. В апсиде, служившей усыпальницей, и сейчас имеются остатки монументального каменного надгробия. Композиция в целом, как она была задумана, представляет собой облицованную мрамором пристенную пирамиду, вверху которой располагался круглый беломраморный барельеф - профильный портрет фельдмаршала. По  сторонам пирамиды предполагалось установить двух мраморных аллегорических фигур - "Печаль" и "Слава", которые, однако, из-за их откровенно светского характера в церкви не были установлены и находились в парковом вестибюле дворца. Сейчас эти фигуры находятся в музее Щусьева в Москве.

gallery1 gallery1